Пожалуй, ничто так не бодрит в начале рабочей недели, как увлекательное общение с интересным собеседником под чашечку ароматного кофе в уютном офисе RusCable.Ru. Напротив, за столом удобно расположился Борис Васильевич Марковцов, заместитель министра промышленности и энергетики Чувашской Республики, поначалу чуть смущенный, но быстро отрывшийся к диалогу человек с насыщенной трудовой биографией, хорошо поставленной речью и обширными планами на будущее. Вопросов было много, а время ограничено, поэтому разговор получился несколько сумбурным, без явно выраженного лейтмотива. Но обсудить ряд злободневных проблем все же удалось.
О жизненном пути
Мой собеседник родился во Владивостоке, где и прожил до 30-летнего возраста. После окончания местного энергетического техникума получил первое высшее (техническое) образование по специальности «Электрические станции» в Дальневосточном государственном техническом университете. Крупный и очень серьезный технический вуз предсказуемо стал для Б.В. Марковцова отличной стартовой площадкой, а второе высшее (гуманитарное) образование, обретенное в не менее солидном Дальневосточном государственном университете по специальности «Стратегический менеджмент», обусловило его карьеру руководителя. «Вообще, в ДВГУ я шел учиться на юриста, но при подаче документов по некоторым причинам переквалифицировался в управленца», – вспоминает Марковцов. Как бы там ни было, вектор дальнейшего жизненного пути был понятен – энергетика и все, что с ней связано. Университетские преподаватели настаивали на аспирантуре, но он посчитал, что не готов к такому развитию событий, и пошел работать. «При выпуске, как и у многих, были определенные планы, цели и направления, однако тема аспирантуры и защиты диссертации вовсе не закрыта, есть определенные мысли и идеи, которые я планирую реализовать в ближайшем будущем», – поясняет Борис Васильевич.
О трудовой биографии и карьере
Профессиональная трудовая деятельность Бориса Васильевича началась в институте «Дальэнергосетьпроект», где молодой специалист довольно быстро стал начальником отдела. Проектировал электроподстанции, точнее, их электрическую часть. Принимал участие в разработке многих крупных проектов энергетической сферы Дальнего Востока, включая, например, подстанцию 500 кВ «Владивосток». Причастен к программе реконструкции электроэнергетической системы в Сочи – в рамках «творческой» командировки практически через всю страну. Ничего не поделать: настоящие специалисты уровня Марковцова в перманентном дефиците, поэтому идут нарасхват. Именно там, на одной из подстанций Адлера, он познакомился со своим будущим руководителем – начальником отдела в недавно (на тот момент времени) учрежденном АО «ЦИУС ЕЭС» и почти сразу получил приглашение на работу в эту организацию.
Тщательно подумав, завершив начатые дела, через несколько месяцев после той судьбоносной встречи Борис Васильевич принял предложение и с 2008 по 2014 год курировал техническую часть строительства всех объектов электроэнергетики Дальнего Востока, включая инфраструктуру объектов трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который прошел в 2012 году во Владивостоке. «Недремлющим оком строго надзирал за возведением того, что я же ранее и проектировал, – улыбается мой собеседник. – Вообще, каждый мой переход из одной организации в другую был так или иначе связан с движением вверх. Выше становилась либо моя должность, либо положение нового работодателя в общей иерархии отраслевых организаций».
Начавшиеся в 2014 году политические и экономические проблемы, сокращение инвестиционных программ и ряд прочих негативных факторов вынудили Марковцова принять решение об уходе из АО «ЦИУС ЕЭС». Разумеется, он тут же получил (и принял) заманчивое предложение от ПАО «Россети», где стал заниматься вопросами аттестации оборудования. Оказавшись единственным в департаменте человеком с техническим образованием, причем профильным. Затем появилась возможность занять более выгодную (во всех смыслах) позицию в ПАО «ФСК ЕЭС», и Борис Васильевич покинул «Россети». Однако запланированное расширение штата в ФСК сорвалось, вакансия так и не открылась. В качестве альтернативы ему предложили поступить на государственную службу в Минпромторг России. С финансовой точки зрения очередная ступень карьеры уступала предыдущей, поэтому новая должность воспринималась как временное решение, пока не подвернется более интересный вариант. Все помнят знаменитую поговорку про «нет ничего более постоянного…»? Та самая ситуация. Временная работа в государственных министерствах и ведомствах успешно продолжается с 2016 года по сей день (на календаре 2023-й). И заканчиваться, вроде бы, не собирается.
О взаимоотношениях с кабельщиками
В Минпромторге России Марковцов начинал с позиции заместителя начальника отдела развития энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности. К слову, отдел входил в Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения. Смешались в кучу кони, люди… Неподражаемое умение чиновников напустить ненужного тумана. Чтобы никто не догадался, о каких инвестиционных машинах идет речь и что это вообще такое. Впрочем, разум восторжествовал, разделив несовместимое, и сейчас это название звучит как Департамент машиностроения для топливно-энергетического комплекса.
Но вернемся к герою повествования. По его словам, новая работа оказалась крайне интересной именно своим разнообразием, огромным множеством решаемых задач. «Я постоянно искал новые направления личного развития, новых людей для общения, перенимания их бесценного опыта, – с плохо скрываемой ностальгией рассказывает Борис Васильевич. – Очень интересно было сотрудничать с кабельщиками. Это, пожалуй, самые воспитанные и понятливые ребята, умеющие четко формулировать свои проблемы, просьбы, пожелания. Больше всего мне импонирует их централизованный подход к решению возникающих задач. Они не пытаются поодиночке бегать на приемы в федеральные ведомства – это довольно неразумная трата времени с обеих сторон. Они идут в ассоциацию, где состоят, и излагают там свои мысли. Ассоциация накапливает имеющиеся вопросы, систематизирует, формирует предложения и с получившимся кейсом наперевес приходит к нам или в другое министерство для принятия конкретных решений, получения фактической поддержки и т.д.».
Совместно с НП «Ассоциация Электрокабель» (АЭК) разрабатывались различные механизмы поддержки производителей, некоторые из которых транслировались и на другие отрасли. Кроме того, кабельные заводы нередко напрямую обращались в Минпромторг России по данному вопросу. «Хороший пример – АО «Кирскабель» с их кабелем 500 кВ, – уточняет мой собеседник. – Еще на этапе НИОКР они при нашей поддержке получили субсидию, в итоге кабель появился на свет, но сразу же возникли трудности с его продажами». Изделие специфическое, потенциальных покупателей единицы, у них собственные правила, которым не всегда легко соответствовать. В частности, нормативно-техническая документация ПАО «Россети» написана таким образом, что закупаемая продукция должна иметь подтвержденный опыт успешной эксплуатации. Ни одна новинка не сможет быстро преодолеть этот барьер. Минпромторг России пытался бороться с указанным явлением, но безуспешно. С «Россетями» вообще очень сложно спорить. И их можно понять: критическая инфраструктура, здесь не место экспериментам. Продукт не покупают, так как нет положительного заключения по итогам эксплуатации. Заключения нет, потому что продукт не покупают и, соответственно, не эксплуатируют. Замкнутый круг. Другая проблема с подобными кабелями в том, что это штучный товар, нередко выпускаемый под конкретный проект. К примеру, единственный в мире трехфазный кабель 220 кВ уникальной конструкции, проложенный на остров Русский, разработан и выпущен японской компанией специально для организации электроснабжения этого объекта. Второго такого не существует. Одним словом, проблема есть. И ее решением занимаются.
О переходе из федерального министерства в региональное
Прошло несколько лет увлекательной работы в Минпромторге России. За это время Борис Васильевич стал начальником отдела и задумался о преодолении очередной ступени карьерной лестницы. Нет, прежнюю службу ни в коем случае нельзя было назвать скучной или не перспективной, просто, несмотря на многозадачность, она оставалась загнанной в относительно узкие рамки определенной отрасли. Хотелось чего-то большего. И в 2021 году по приглашению министра промышленности и энергетики Чувашской Республики Марковцов занял пост его заместителя – должность, которая позволяет заниматься решением самого широкого круга вопросов.
Переход с федерального уровня на региональный может показаться спорным решением, однако сам герой повествования убежден в обратном: «Работа в регионе подразумевает решение целого ряда конкретных вопросов, связанных с различными отраслями промышленности. Максимальное разнообразие проблем и огромное поле для их решения. Великолепная возможность показать себя в деле, полностью раскрыть свои способности и, наоборот, получить дополнительные знания, набраться опыта, изучить ситуацию, увидеть и понять то, что с высоты федерального министерства может быть не настолько очевидным».
В Чувашской Республике развиты четыре ключевых направления промышленности: легкая, машиностроительная, электротехническая и химическая. Все они курируются министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики. Проблем много, задачи грандиозные. К примеру, перекись водорода, которая до известных событий 2022 года в Российской Федерации не производилась и в огромных объемах ввозилась из Финляндии. А потом случились санкции и блокировка поставок. Сейчас в Чувашии на одном из самых крупных в России химических заводов ПАО «Химпром» налажен выпуск этого соединения. Предприятие завалено заказами со всей страны, но пока не может удовлетворить образовавшийся спрос. Заключен специальный инвестиционный контракт (СПИК) на реализацию проекта по расширению производственных мощностей, но на решение проблемы потребуется немало времени.
Здесь же, в Республике, будет налажен выпуск легких сельскохозяйственных тракторов, аналогичных легендарному минскому «Беларусу». В Чувашии производится около 70% российской электротехнической продукции: в основном это устройства для вторичных систем электростанций и подстанций, а также АСУ ТП, низковольтное оборудование и т.д. для различных отраслей экономики.
О настоящем и планах на будущее
У Чувашской Республики есть две особенности. Во-первых, несмотря на наличие развитого промышленного кластера, регион является дотационным. Во-вторых, его курирует лично заместитель Председателя Правительства РФ – министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров. Это накладывает некоторый отпечаток на работу регионального министерства промышленности и энергетики. «Инвестиционные программы в регионах финансируются из двух источников: деньги от государства и некоторая варьируемая доля средств из местного бюджета, – уточняет Марковцов. – Но регион дотационный, что осложняет нашу деятельность. Пока регион не вложит свою долю в инвестиционную кубышку, он не получит федеральных денег на данный проект». И это тоже предмет перманентного мозгового штурма – где взять, как изыскать. Скучать некогда.
Разница между федеральным и региональным министерствами в том, что на федеральном уровне в основном приходится работать с нормативами, их созданием и внедрением, а в регионе – заниматься конкретной помощью и поддержкой вполне конкретных предприятий. Но как можно что-то дать, если у тебя в распоряжении практически ничего нет? Именно постоянным поискам ответа на этот вопрос и посвящена в основном сегодняшняя деятельность Бориса Васильевича. В настоящее время одно из направлений, в котором ему хотелось бы двигаться, – управление каким-нибудь крупным предприятием. Эта стезя изучена им очень подробно. Как делать, что предпринять, к кому обратиться и с каким запросом – ответы на перечисленные вопросы со всеми нюансами, оттенками и полутонами хорошо известны Марковцову. И он рассматривает возможность эффективно применить свои знания на практике, заняв место одного из топ-менеджеров. Или с багажом накопленных знаний и опыта вернуться на федеральный уровень, разумеется, с повышением. Например, в федеральное министерство на позицию уровня директора департамента. А лучше – в Правительство РФ, заместителем директора департамента. Почему замом, а не директором? Высоты следует покорять постепенно, а не наскоком. Сначала подучиться, разобраться, что и как происходит, работает, организовывается, управляется, а потом можно и директором. Разумный подход!
Об уроках, извлеченных из частичной мобилизации 2022 года
После объявления частичной мобилизации над предприятиями по всей стране нависла более чем реальная угроза потерять ключевых сотрудников, без которых производственный процесс сильно осложнится или вовсе остановится. В ответ на просьбу помочь в получении отсрочки для работников такого уровня министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики предприняло ряд шагов, причем успешно. По словам Марковцова, неоднократно удавалось даже «вытащить» (причем законно) уже призванных повесткой людей со сборных пунктов. «В стране имеется проблема с квалифицированными кадрами в ОПК, которая, благодаря мобилизации, перекинулась на обычные «гражданские» предприятия, – рассуждает Борис Васильевич. – Были случаи, когда работники переходили из гражданских отраслей на оборонные заводы. Конечно, нам не удалось помочь с получением отсрочки всем, кто в ней нуждался, это невозможно. Честно говоря, когда мобилизация уже началась, заниматься вопросами бронирования было уже поздно. Проблему следовало решать заранее. Принимая на работу квалифицированного сотрудника на ключевую должность, работодатель должен сразу же озаботиться его защитой от возможных посягательств со стороны. Собрать документы, подтверждающие, что деятельность этого работника является критически важной для выполнения гособоронзаказа. Передать их в военкомат, чтобы в личном деле сделали соответствующую отметку и выдали необходимый документ о том, что данный человек забронирован таким-то предприятием до момента увольнения. Но многие сочли подобные телодвижения лишними, откладывали, отмахивались и в итоге получили то, что получили».
Итак, ключевой момент: бронирование сотрудников оформляется заранее, делать его на ходу, во время мобилизации, поздно. Можно лишь оформить отсрочку, но здесь имеется ряд нюансов. Отсрочку предоставляют только работникам предприятий ОПК, и еще нужно доказать, что человек действительно задействован на выполнении гособоронзаказа. И объяснить, почему работнику заранее не оформили бронь, если он играет ключевую роль в производственном процессе. Ситуация во многом зависит от военного комиссара, уверен Марковцов. Человеческий фактор!
О развитии промышленности
В Чувашии реализуется много интересных и перспективных проектов в промышленности. Например, в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК) организовываются производства перекиси водорода и сельскохозяйственных тракторов, которые уже упоминались. Кстати, их первые опытные образцы сошли с конвейера в январе 2023 года.
Многие чувашские предприятия изготавливают уникальную продукцию. Так. гусеничные тракторы марки ЧЕТРА знают практически во всем мире, они работают на крупнейших горнодобывающих месторождениях, а у бульдозеров ЧЕТРА Т40 мощностью более 600 л.с. нет аналогов. Для популяризации этой техники «Концерн «Тракторные заводы» ежегодно проводят кубок ЧЕТРА, в рамках которого бульдозеристы из разных уголков России и зарубежья показывают свои навыки в управлении этой техникой.
Отдельного упоминания заслуживает ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» – единственный в России производитель цистерн для химически агрессивных жидкостей и изготовитель танк-контейнеров для перевозки СПГ на колесной базе. Кроме того, имеются планы по созданию высокотехнологичного импортозамещающего производства фронтальных погрузчиков с гибридным электроприводом.
Машиностроительные предприятия АО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей» и АО «Комбинат автомобильных фургонов» выпускают и поставляют уникальную технику для нужд Минобороны России. За прошедший год объемы заказов на такую продукцию выросли кратно.
В Чувашии функционирует завод ГК «Хевел» – единственный в стране производитель солнечных модулей. Здесь организован полный цикл, включая самый высокотехнологичный передел – изготовление гетероструктурной фотоэлектрической ячейки, которая выступает «сердцем» модуля. Кстати, с чувашского «х?вел» переводится как «солнце».
Чувашия активно реализует политику Правительства РФ по развитию промышленной инфраструктуры и кластеров. Так, в республике уже функционируют три промышленных парка, еще восемь – в стадии строительства. На подготовленных площадях со всей необходимой инфраструктурой будут развиты производства машиностроительной, химической, электротехнической и прочих отраслей. Предприятия Чувашии кооперируются в цепочки как внутри региона, так и за его пределами, группируясь в ассоциации и создавая кластеры различных направлений.
Обсуждая промышленность и торговлю, нельзя не затронуть проблемы ухода западных компаний с российского рынка и вопросы импортозамещения. По мнению Бориса Васильевича, иностранцы ушли надолго, ждать их возвращения в более или менее обозримой перспективе не приходится. И к такому развитию событий нужно было готовиться заранее. Еще в 2014-2015 годах, когда ситуация только начинала развиваться по вполне прогнозируемому негативному сценарию. «В 2016-2017 годах уже возникли проблемы с поставками некоторой зарубежной продукции, и мы в Минпромторге России говорили, например, представителям электроэнергетической сферы – ребята, нашей стране «закручивают гайки», подумайте, чем будете заменять импортное оборудование и комплектующие, – вспоминает Марковцов. – Подумайте и примите меры, чтобы замена могла пройти достаточно оперативно и безболезненно, с наименьшими потерями».
Есть ли шанс, что напористое, не всегда гладкое и успешное, но вполне целеустремленное движение в сторону бурного развития отечественной промышленности будет свернуто, а страна так и останется критически зависимой от импортных поставок многих наименований продукции? Борис Васильевич уверен, что пути назад нет. Мы получили суровый и очень наглядный урок того, что, как говаривал герой Леонида Броневого в «Семнадцати мгновениях весны», верить нельзя никому. Или другая цитата: если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. Люди, подобные Марковцову, способны и организовать, и сделать. Сами и хорошо. Думаю, им можно верить.
Борис Марковцов в гостях у RusCable.Ru
Беседовал: Александр Рубин